![](https://www.4-generation.org/wp-content/uploads/2022/08/image-3.png)
На выставке в Манеже в 1962 г Хрущев пришел в ярость, увидев картину еврейского художника Роберта Фалька «Обнаженная». Выполненная лет за 40 до этой выставки картина в стиле кубизма после знаменитой тирады Хрущева вошла в историю под названием «Обнаженная Валька». Сохранилась и стенограмма «речи» Хрущева, где он вопрошал: «А спит ли этот художник с женой?».
![Возможно, это художественное изображение](https://scontent.ftls1-1.fna.fbcdn.net/v/t39.30808-6/301206564_140584585333665_3756283554033288407_n.jpg?stp=dst-jpg_p370x247&_nc_cat=106&ccb=1-7&_nc_sid=dbeb18&_nc_ohc=_1a4nUQr9z0AX_BpFx8&tn=KGTx_IcGG9WKG2p_&_nc_ht=scontent.ftls1-1.fna&oh=00_AT92-UEv9C24uH1wuKQgmEpmmi0i31wbbfSE8l6T_XLPwQ&oe=630FD870)
Роберт Фальк умер за четыре года до выставки в Манеже. А по поводу его жены Никита Сергеевич, не предупрежденный консультантами, попал пальцем в небо. Роберт Фальк был женат четыре раза, имел двух детей. Драматичной была история его первого брака: ради женитьбы на Елизавете Потехиной, художнице и сокурснице по училищу живописи, девушке из дворянской семьи, еврейскому юноше пришлось пройти обряд крещения. После него Роберт стал именоваться Романом.
После революции необходимость в соблюдении церковных норм «записи актов гражданского состояния» отпала, и Фальк снова вернул себе имя, данное родителями: Роберт.
![](https://www.4-generation.org/wp-content/uploads/2022/08/image.png)
От первого брака остался сын, Валерий. Поскольку в момент рождения его отца звали Романом, юноша имел в документах отчество «Романович». Учился на художника, был очень талантлив. В статьях по биографии Роберта Фалька пишут, что его сын погиб на войне. В настоящее время доступны онлайн-архивы с именами военнослужащих, и я решил посмотреть подробности, чтобы внести имя в нашу базу данных погибших воинов-евреев.
Нашел.
Во время войны художник Роберт Фальк находился в эвакуации, в Самарканде. Его картины местных пейзажей полны солнца, как и все творчество этого художника, первого последователя Сезанна на российской земле.
В документах красноармейца Валерия Романовича Фалька указано место призыва: Самарканд. Документов о нем сохранилось два. Один – карточка, заполненная в эвакогоспитале №1911, куда был доставлен красноармеец после ранения, полученного 7 декабря 1942 г., во время Сталинградской битвы. Он участвовал в боях на реке Чир в составе 897 артиллерийского полка 333 стрелковой дивизии (в документе из госпиталя и на сайте онлайн-архива «Память народа» номер полка указан ошибочно).Сквозное огнестрельное ранение бедра с переломом кости привело к осложнениям, описанным в документах, и 28 февраля 1943 г. красноармеец Фальк умер, похоронен на кладбище в Воронежской области, там, где находился эвакогоспиталь.
![Нет описания фото.](https://scontent.ftls1-1.fna.fbcdn.net/v/t39.30808-6/301266179_140563942002396_559884364472144456_n.jpg?_nc_cat=110&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=4_b_8LzBFE8AX8kc_gj&tn=KGTx_IcGG9WKG2p_&_nc_ht=scontent.ftls1-1.fna&oh=00_AT9eDsAbV69sqY2jH_QLwR4ieus5ZXcs4nj4DijSsRAwsA&oe=630FDF08)
Его отец, Роберт Фальк, узнал об этой трагедии позже, возможно – после возвращения в Москву. Вероятно, это стало одним из факторов его постепенного угасания. В послевоенный период творчество Фалька уже не несло на себе печати авангардизма и было представлено в основном портретами деятелей культуры.
![Возможно, это художественное изображение (1 человек)](https://scontent.ftls1-1.fna.fbcdn.net/v/t39.30808-6/301208926_140637111995079_6574419970171571068_n.jpg?stp=dst-jpg_p350x350&_nc_cat=105&ccb=1-7&_nc_sid=dbeb18&_nc_ohc=PZGnb6UeAgkAX8Qwuh1&_nc_ht=scontent.ftls1-1.fna&oh=00_AT9wTusPZCh4YShSduS9vhzuJPLvVI1f32KIMwbJidwbPw&oe=630FB90D)
В 1947 году художник с энтузиазмом взялся за портрет руководителя Еврейского антифашистского комитета – Соломона Михоэлса. Но заканчивать полотно ему пришлось в 1948 г. уже после смерти (убийства) великого актера.
Есть и картина 1950 г. «на злобу дня»: «7 ноября из окон ателье». Место экспозиции – одно из самых позитивных в Москве: набережная Москва-реки, уходящая в сторону Крымского моста. Она заполнена бесконечной колонной демонстрантов с красными плакатами. Но какой же мрачный, безрадостный пейзаж, выполненный в грязно-серых тонах! Можно было бы списать его угрюмость и безысходность на промозглую погоду, контрастирующую с демонстрантами, которые должны были бы выглядеть празднично. Но, представляется, на этом, исполненном тоски и пессимизма полотне Роберт Рафаилович Фальк отразил не только особенности климатических условий Москвы в начале ноября…
![Возможно, это художественное изображение](https://scontent.ftls1-1.fna.fbcdn.net/v/t39.30808-6/301176231_140563998669057_1120835401814272382_n.jpg?_nc_cat=106&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=mUqG3U80DLoAX_8Bu8P&_nc_ht=scontent.ftls1-1.fna&oh=00_AT8Ntfko08vC731UCKQKnNxJHxgiQ-xGrBRQhOPNM49XNQ&oe=63107DAE)