Рубрики
Военврачи

Ратнер Мирьям Львовна

1917 —

«…Тяжелораненым она давала свою кровь»

.

Мирьям Львовна Ратнер родилась в 1917 году в Витебске. В начале ХХ века  половину населения в городе составляли евреи, затем его доля постепенно сокращалась.

Мирра жила в Витебске весь предвоенный период и в июле 1941 г. была призвана Витебским военкоматом, поскольку, вероятно, имела медицинское образование. Прошла по военным дорогам калининского, 1-го Белорусского и 2-го Прибалтийского фронта.

В первом наградном листе медали «За боевые заслуги» (1943 г.) ее должность – врач-специалист 19-й отдельной роты медицинского усиления в составе 3-й Ударной армии. Роты медицинского усиления использовались в районах самых кровопролитных боев. Их задача состояла в том, чтобы принимать раненных бойцов на передовой, под обстрелом, и, оказав первую помощь, отправлять в госпиталь.

Из описания боевого подвига:

«Капитан м/с Ратнер М.Р., врач-специалист отдельной роты медицинского усиления 19, молодой врач, работает с начала войны в госпиталях первой линии, проявила себя как энергичный врач, во время войны выросшая до самостоятельной работы, которую ведет умело, добросовестно и которой отдает все силы и знания.

Тов. Ратнер внедряет в практику все новейшие методы военно-полевой хирургии. Проделала большую работу во время В.Лукской операции по лечению и уходу за большим количеством нетранспортабельных раненных, которые были сосредоточены в госпиталях»

С июня 1944 г. в составе той же 3-й Ударной армии. Мирра служила ординатором в Полевом подвижном госпитале №586. Она была удостоена ордена Красной звезды.

Из описания подвига:

«Во время взятия гор. Великие Луки, гор. Невеля и в Латвии она работала на самых ответственных участках, обслуживая тяжелораненых в перевязочной, в операционной и в палатах., где имела до 200 раненых ежедневно, в продолжение 2-3 месяцев непрерывно.

Являясь добросовестным работником, тов. Ратнер не покидала своего поста и во время артобстрела территории госпиталя (г. Великие Луки, за Невелем) и во время бомбежки (дер. Елисеевка 43 армия), оказывая неотложную помощь раненным.

Во время работы госпиталя на территории Германии и в самые последние дни при взятии Берлина тов. Ратнер проделала большую работу  на своем посту, работая подряд по несколько дней в операционной, перевязочной и палатах.

Все раненные дают о ней самые лестные отзывы за теплое и чуткое обращение с ними и за оказание квалифицированной хирургической помощи. Тяжелораненым она давала свою кровь».

В 1946 году Мирра демобилизовалась и затем жила в Ленинграде – городе, медаль за оборону которого она получила в годы войны.

—————

Рассказ Серафимы Азимовой о подруге ее матери, Мирре Львовне Ратнер.

Про Мирру Львовну Ратнер

Мамины фронтовые подруги — тетя Берта, тетя Софа, тетя Инга, тетя Циля, тетя Мирра. Тетя Мирра удивительная красавица с копной каштановых волос, уложенных в красивую прическу и огромными серыми глазами. Тетя Мирра очень строгая и видит всех насквозь, потому что она же рентгенолог (Так говорили мамины друзья). Мирра Львовна много лет работала рентгенологом в больнице Карла Маркса. Я помню, что как-то набралась смелости, подошла к ней и сказала: Мне все про тебя понятно, ты видишь всех насквозь, потому что ты — рентгенолог, а зовут тебя Мирра, потому, что ты воевала за мир. Тетя Мирра притянула меня к себе, а то что она мне тогда сказала, «Во всем мне хочется дойти до самой сути», я поняла наверно только лет через 10, увлекшись стихами Б. Пастернака. У тети Мирры была дочь — Леночка, с её папой они расстались вскорости после рождения Лены. Тетя Мирра была театралка, киноманша, в курсе всех новых книжных поступлений, она звонила и спрашивала Вы читали…?, А … читали? Нет? Срочно! А еще тетя Мирра была поэтесса! Когда у нас собирались мамины однополчане, то всегда после традиционного застолья, песен про Катюшу и Синенький платочек, кто-то нетерпеливо говорил — Мирка, давай, давай. Тетя Мирра доставала свои тетрадки и читала стихи….
«Об огнях-пожарищах,
О друзьях-товарищах
Где-нибудь, когда-нибудь мы будем говорить»
Эти строки из известной песни «Давай закурим» на слова Ильи Френкеля были квинтэссенцией её стихов.
Если кто-то из однополчан заболевал, то тетя Мирра первая мчалась на помощь, а потом звонила всем и строго говорила-надо, надо (и, конечно, объясняла что именно). Леночка вышла замуж за Володю Борда, родила двух девочек Олю и Милу. Когда не стало моей мамы, тетя Мирра часто звонила мне, поддерживала. Я ее навещала в больнице, рассказывала литературные и театральные новости. А потом, восстановившись после инсульта, тетя Мирра нашла в себе силы и увезла свою семью в Америку…
Мир ее памяти.

Капитан седицинской службы

Врач 19-й роты медицинского усиления

Врач-ординатор Хирургического полевого подвижного госпиталя №586

3-я Ударная армия

Медаль «За боевые заслуги» 1943

Медаль «За оборону Ленинграда» 1943

Орден Красной звезды 1945

Медаль За победу над Германией 1945

Орден отечественной войны II cт. 1985

Мирра Львовна Ратнер (на этом фрагменте — в центре) среди гостей на свадьбе
у Серафимы Азимовой. Ленинград, 1970.

При написании биографии использованы документы онлайн-архива на сайте «Память народа»