Рубрики
Биографии

Штаерман Марк Наумович

1921 —

На примере этой истории можно убедиться, какие факторы порой играют роль, приводя к запутанности и противоречиям в документах военнослужащих. И на примере этой же истории можно проиллюстрировать, как важно такие ситуации «распутывать».

Марк Наумович Штаерман – одессит, 1921 г.р., был призван в армию в конце 1939 года. В тех военных документах, которые выложены онлайн, указано, что в 1941 г. он воевал в 25-м истребительно-авиационном полку.  Мы не знаем, там ли Марк начинал военную службу. Если там, тогда к 41-му году он уже имел боевой опыт: 25-й ИАП принимал активное участие в советско-финской войне. Есть статистика, сколько финских самолетов сбили его летчики, летая на И-16, и сколько боевых машин потеряли.

Великую Отечественную авиаполк встретил, базируясь в Закавказье, и поэтому маршруты боевых вылетов его летчиков пролегли по южному участку советско-германского фронта. Марк Штаерман воевал успешно, и его повышали в званиях и должностях. К концу войны он стал капитаном, в наградном листе января 1945 г. его должность – командир авиаэскадрильи. К этому времени офицерскую гимнастерку украшали медали «За оборону Сталинграда», «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя». А в тексте наградного листа на орден Отечественной войны I степени перечислены полученные в боях 4 ранения: в небе над Одессой и над Севастополем в 1941 г., над Орджоникидзе в 1942 г., над Симферополем в 1944 г. Есть среди наград летчика и медаль «За победу над Германией».

В то же время в документах онлайн-архива «Память народа» присутствуют сведения о том, что Штаерман Марк Наумович, родившийся в Одессе в 1921 г., пропал без вести в октябре 1942 г.

Можно было бы предположить, что имела место нередкая ситуация: «пропавшие» воины находились, ошибка в делопроизводстве устранялась, военнослужащий продолжал идти фронтовыми дорогами. Но в данном случае имелся неопровержимый факт, зафиксированный в выписке о потерях: в октябре 1942 г. пропал командир стрелкового взвода.

Возможно ли совпадение данных по столь многим параметрам? В принципе, иногда такое возможно, тем более, что Одесса дала фронту больше воинов-евреев, чем все другие города (за исключением, может быть, двух столиц – самых больших по численности населения городов).

Но внимательное рассмотрение документов все же позволило установить истинную причину такого «совпадения». В картотеке, заполненной на основе донесения Северной группы войск Закавказского фронта, говорится, что во 2-й гвардейской стрелковой дивизии без вести пропал гвардии лейтенант Штаярман Марк Наумович (позднее фамилия трансформировалась в «Штаерман»). Смотрим первоисточник, рукописную выписку о потерях:

Оказывается, штабные работники в одних случаях читали в рукописном написании фамилии буквы «Е» и «Р», а в других читали этот фрагмент слова слитно «Ф». Вероятно, ближе к истине машинописный текст приказа об исключении из списков, где присутствует буква «Ф»:

 Впоследствии это противоречие было учтено в печатной Книге Памяти, изданной Союзом евреев-инвалидов войны – там фамилия приводилась в двух вариантах:

Но при перенесении данных в Электронную Книгу Памяти вариант прочтения фамилии в скобках не сохранился, и там пропавший в 1942 г. воин-одессит 1921 г. рождения оказался учтен под фамилией Штаерман. Соответственно, Марка Наумовича Штафмана в Электронной Книге найти нельзя.

Приведенный в этом расследовании пример ни в коем случае не ставит под сомнение бесценные материалы, собранные в Электронной Книге Памяти (которая является наиболее полным из всех существующих источников информации по погибшим воинам-евреям). Но он показывает, что по мере накопления материалов все более насущной становится задача тщательной проверки (сверки, выверки) всех имеющихся в электронных и печатных ресурсах материалов, фиксирующих имена евреев-участников войны. В многотомной печатной Книге Памяти СЕИВ опубликовал около 60 тысяч имен, в Электронной книге их насчитывается около 160 тысяч, и ресурс продолжает пополняться. Наша организация также вносит посильный вклад в пополнение этого мартиролога. Но не менее важно тщательно изучить уже созданный предшествующими усилиями список. Исходя из количества присутствующих в нем имен можно представить, какого масштаба предстоит работа. Но выполнить ее необходимо – для того, чтобы каждый воин нашел в списках баз данных свое место – либо в числе тех, кто погиб, либо в числе тех, кто дошел до Победы.

Мы обязательно будем этим заниматься. И будем искать единомышленников, кто готов поддержать своими усилиями и другими возможностями уточнение и дополнение существующих баз данных по воинам-евреям. Результатом такой работы станет воплощение известного и воспринимающегося (к сожалению) слишком привычно принципа: «Никто не забыт, ничто не забыто».

———————————————————————

Документы в онлайн-архиве «Память народа»

Документы в Электронной Книге Памяти

Гвардии капитан

Командир авиаэскадрильи
25-й истребительно-авиационный полк

Орден Отечественной войны 1 ст.

Медаль «За оборону Сталинграда»

Медаль «За оборону Одессы»

Медаль «За оборону Севастополя»

Медаль «За победу над Германией»