Рубрики
Горские, Грузинские, Бухарские

Равин Ашуров. Среди живых и мертвых.

Равин Ашуров. Среди живых и мертвых.

Горский еврей, уроженец Дербента Ашуров, действительно был Равином.

Только в данном случае это не духовное звание, а просто имя.

Ашуров Равин Иосифович, родился в Дербенте в 1900 году..

В годы войны он был красноармейцем, пехотинцем, рядовым стрелком.

Рассматривая документы его военной биографии, увидел в ней удивительные повороты судьбы. Являются ли такие сюжеты исключением? Конечно, нет. Просто не всегда удается проследить за судьбой отдельных солдат, если они не отмечены наградами, и особенно – если гибель их в военной статистике отнесена к такой массовой и такой страшной для сохранения памяти об участниках войны категории – «Пропал без вести».

Среди нескольких миллионов красноармейцев, числившихся пропавшими без вести, было немало и представителей горско-еврейского народа. Изучающий эту тему  Манахим Хананаев составляет списки пропавших без вести – по книгам Ирины Михайловой о воинах-горских евреях, по онлайн-архивам, по письменным запросам в Архив Министерства обороны…  Я увидел в его  списке 17 горских евреев с одинаковой фамилией — Аширов (Ашеров), из них 14 — пропавшие без вести. В эту категорию в годы войны попадали те, кто остался на поле боя и не был найден, опознан, а также те, кого захватили в плен. Точные цифры никогда не будут установлены, и статистика приводится различная. Но в целом за вычетом вернувшихся из плена погибшими можно считать 3 миллиона пропавших без вести красноармейцев.

Невероятно точен образ, созданный писателем-фронтовиком Константином Симоновым: «Живые и мертвые»

Попасть в плен в условиях Великой отечественной – это на страницах бессмертного романа: солдаты, не успевшие преодолеть переправу при движении колонны, еще живы, но на самом деле они обречены, по сути, их можно считать уже мертвыми.

Возможен ли был обратный путь, из мертвых в живые?

На войне как на войне, в ней возможно всё.

Такой путь совершил горский еврей Равин Ашуров. Впрочем, к сожалению, на войне как на войне. Подтверждение этого я обнаружил, рассматривая в онлайн-архиве записи, относящиеся к этому воину. Три документа – это все, что осталось в качестве памяти.

Первый – это донесение штаба управления тыла 27-й армии, воевавшей на 2-м Украинском фронте. Донесение составлено в октябре 1944 года отделом по учету персональных потерь. В нем – 55 листов именных списков: сведения о красноармейцах, которые после выхода из окружения или после освобождения из плена вновь направлены на службу через армейский сборно-пересыльный пункт.

Документ сильно потрепан, по состоянию листов видно, что он и сам прошел непростую судьбу – как и 2626 воинов, упомянутых в нем. Под номером 185 записан  Ашуров Равин Иосифович. Призван Дербентским военкоматом в феврале 1942. В плен попал 1 мая 1942 года.  Из этого же донесения узнаем, что Равин Иосифович находился в плену 2 года 4 месяца. Следовательно, он был освобожден в сентябре, за месяц до составления документа о возвращении в часть.  Такую судьбу можно считать счастливой – и потому что живой, и потому что прошел проверку.

Следующий документ, относящийся к военной биографии Ашурова – тоже счастливый, хотя и отражает смертельную опасность, угрожавшую ему. Это приказ о награждении Равина Ашурова, красноармейца 1243-го стрелкового полка, беспартийного, еврея, 1900 г.рождения. На фронте – с 23 февраля 1942 года (дата – особенная для истории Красной армии). Тяжело ранен в ноябре 1944 г.

В одной из самых пронзительных и щемящих песен о войне были знаменитые слова:

«А на груди его светилась медаль за город Будапешт».

На груди раненного в тех боях Раввина Ашурова не было той медали, с оранжево-голубой колодкой. Как она выглядит, я знал с раннего детства, когда мой отец по праздникам прикреплял медали к пиджаку. И когда я встречал в те годы ветеранов – старался разглядеть по колодкам – кто из них прошел теми же боевыми дорогами – через Сталинград, Будапешт, Вену…

А Равин Ашуров не успел получить эту медаль. Награждение ею происходило уже после окончания боев, летом 1945 года.

Биографию Равина Ашурова завершает третий документ: «Именной список безвозвратных потерь личного состава 1243-го стрелкового полка», составлен в мае 1945 г.

Красноармеец Равин Ашуров,  1900 г.рождения, убит 10 апреля 1945 г. Похоронен в г. Хохенау (Австрия). Извещение отправлено его жене, в город Дербент.

Из мертвых – в живые, и снова в мертвые.

На войне как на войне.


Ашуров Равин Иосифович

Красноармеец

Стрелок 1-го стрелкового батальона 1243-го стрелкового Краснознаменного полка 375-й стрелковой Харьковско-Бухарестской дивизии.

2-й Украинский фронт